Home » Авиация » Самолеты » Су-37 Истребитель многофункциональный

Су-37 Истребитель многофункциональный

Su-37

Су-37, или по-другому Терминатор, является истребителем, созданным на базе истребителей Су-35, многоцелевого использования. Повышение лётных характеристик в дальнейшем стало возможно, только если установить двигатель, вектор тяги которого изменяется в полёте. В Конструкторском бюро имени А.М. Люльки работы по этому направлению велись уже несколько лет. Весной 1989 года Виктор Пугачёв на Т-10-26 провёл первый испытательный полёт нового опытного образца. На самолёте был установлен лишь один двигатель, а его сопло могло изменять в вертикальной плоскости своё положение.  Для этого лётчику надо было в кабине переключить тумблер. Чтобы подготовить демонстрационный образец истребителя, у которого отклонялся вектор тяги, был взят серийный Су-35. На нём установили два двигателя марки АЛ-31ФП, а в кабине пилота поставили тензоруд (новая ручка управления двигателем), а кроме того боковая ручка управления машиной. Когда все доработки в системе управления самолётом и двигателях были закончены, самолёт получил название Су-37. В начале апреля 1996 года Фролов, лётчик-испытатель Конструкторского бюро совершил на этом самолёте первый полёт, а в том же году, 18 августа, Су-37 первый раз показали в Тушино, на авиационном празднике.

При лётных испытаниях самолет Су-37 показал отличные возможности в плане манёвра. Впервые отрабатывались новые виды маневров, которые были связаны с выходом самолёта на сверхбольший угол атаки, а также на околонулевые скорости. Новые технические разработки, которые были реализованы в конструкции Су-37, сделали возможным:

осуществлять упреждающие контрудары по любому из воздушных противников (даже малозаметным самолётам);

алгоритмическую защищенность и многоканальность всех прицельных и информационных систем;

атаку целей на земле без захода в зону, контролируемую ПВО противника;

полёт на малой высоте с обходом и облётом наземных препятствий;

групповые действия по наземным и воздушным целям;

противодействовать оптико-электронным и радиоэлектронным средствам противника;

все этапы полёта стали автоматизированными.

Конструктивная особенность

Данный самолёт выполнили согласно схемы «интегральный неустойчивый триплан», который сочетает в себе хорошую аэродинамическую схему и переднее горизонтальное оперение. В целом конструкция планера такая же, как и у самолёта Су-27. Отличие состояло только в том, что при производстве Су-35/37 использовались новейшие литиево-алюминиевые сплавы, которые значительно расширили применение новых композиционных материалов. Для данного самолета разработали новое крыло с увеличенной толщиной, которое позволяет разместить значительно больше топлива.

Горизонтальное оперение, это стабилизатор дифференциально отклоняемый, каждая из консолей имеет свой быстродействующий электрогидравлический привод. В общую электродистанционную цифровую систему по управлению самолетом включено ПГО, способное отклоняться при диапазонах углов -50/+100. Кроме лучших характеристик по управляемости и устойчивости при больших углах атаки (следует отметить, что на самолёте Су-35/37 удалось полностью устранить тряску, которая сильно затрудняла прицеливание и пилотирование на истребителях подобных типов, при таких же режимах), ПГО выполняет и другие не менее важные функции. В том числе, оно даёт возможность сместить вперёд аэродинамический фокуса самолета, что может значительно уменьшить статическую устойчивость.

При помощи ПГО можно «управлять» степенью неустойчивости самолета, изменения которой могут меняться в зависимости от нагрузки на внешних узлах подвески. Когда осуществляются полёты при малых высотах, в турбулентной атмосфере ПГО становится пассивным и активным демпфером тряски и продольных колебании. Это повышает безопасность в полёте и уменьшает на планер нагрузку, увеличивая комфорт, и, как следствие способность летчика, при болтанке, быстрее ориентироваться в боевых условиях. Те аэродинамические решения, которые применили на самолете, дали возможность добиться снижения нагрузки на фюзеляж самолёта и корневые части крыла. Вследствие чего было достигнуто установившаяся перегрузка в 10 ед. без необходимого усиления в конструкции планера (в настоящее время максимальная перегрузка, которая достигнута на истребителях других типов, не может превышать 9 ед.).

Если сравнивать новый истребитель с Су-27, то у него немного увеличилась высота и вертикальная хорда оперения. Кессоны килей, выполнены из углепластика, и могут использоваться, кроме всего прочего, и как топливные баки. Стойки шасси усилены (из-за того, возросла взлётная масса самолёта), на носовой опоре есть два колеса. Под крыло добавили по два новых узла внешней подвески (и теперь их общее число довели до 14). Это дало новые возможности по увеличению общего веса вооружения на борту с 6000 до 8000 кг. Данный самолет оснастили катапультным креслом марки КД-36ДМ, угол наклона спинки у которого был равен 300. В сравнении с Су-27 значительно увеличили запас кислорода, установили контейнеры с запасом воды и пищи, и приспособление для утилизации отходов.

На опытном образце самолета Су-37 (который известен как борт № 711) установили двигатели марки АЛ-31ФП с системой по управлению векторной тягой по каналу тангажа. ТРДЦФ оснастили электронной цифровой системой управления, которая интегрирована с системой управления самолетом. Управляемое сопло, при помощи двух пар гидроцилиндров, имеет возможность отклоняться в вертикальном полёте на угол 150. Они питаются от самолетной гидросистемы (скорость, с которой перемещаются сопла, равна ≈ 300/сек).

При дальнейшем выпуске серийных истребителей Су-37, их хотят оснастить  новыми двигателями марки АЛ-37ФП (2 по 14500 кгс), которые являются следующим развитием двигателя ТРДДФ АЛ-31. Система охлаждения поворотной части сопла в ТРДЦФ обеспечено при режимах полного форсажа и при максимальном угле поворота. А авиационное топливо в гидроцилиндрах используется как рабочее тело. Система по управлению вектором тяги даёт возможность управления самолетом, как в плоскости рыскания, так и тангажа. Это достигается с помощью рассогласования направления тяги левого и правого двигателя. Самолет оснастили штангой топливного приемника для системы дозаправки топливом при полётах, которая убирается.

Электроника

На Су-75 есть цифровая система электродистанционного управления самолётом (сокращённо ЭДУС). Её выполнили по четырехканальному принципу резервирования в продольном канале и трехканальному принципу в боковых каналах движения. Чтобы увеличить надёжность, вычислители ЭДУС работают в параллельном режиме. Система по автоматическому управлению самолетом обеспечивается управлением всеми рулевыми поверхностями, а также отклонениями вектором тяги двигателей, с помощью перемещения ручки управления. Безопасность при этом может быть достигнута автоматическим ограничением перегрузки самолета, что зависит от полётных режимов и полетной массы. Также есть автоматический режим выхода из штопора. Когда был установлен новый комплект бортового оборудования, с увеличением энергопотребления появилась необходимость в увеличении мощности гидро- и электропитания. В отличие от самолёта Су-27 здесь были установлены усовершенствованные гидронасосы и электрогенераторы. Кроме этого на самолет Су-37 установили боковую малоходовую ручку управления и тензометрический неподвижный РУД.

БРЭО самолета имеет системы, которые используют элементы искусственного интеллекта, обеспечивающие упреждающие поражения воздушных целей (малозаметных) на дистанциях, которые гарантируют от ответного удара противника. Все этапы полёта автоматизированы. Они включают в себя атаки объектов на земле, без входа в зону контролируемую ПВО противника, а также боевые атаки воздушных целей, противодействие опто- и радиоэлектронным средствам РЭБ. Информация, которая поступает от системы навигации, САУ решает поставленные задачи по маршруту с облетом промежуточных пунктов, которые запрограммированы, возврата обратно на аэродром, маневрирования перед посадкой и непосредственно посадкой. Также есть режим автоматизированного управления полетом на малых высотах, с облётом или обходом препятствий на земле. Имеется автоматическое целеуказание при действии как по наземным, та и по воздушным целям.

На Су-37 имеется комплекс, который включает импульсно-доплеровскую БРЛС с фазированной неподвижной антенной, решёткой и для заднего обзора БРЛС. Более лучшая оптико-электронная система прицела истребителя включает в себя тепловизор, соединённый с лазерным целеуказателем-дальномером. Может быть обеспечено опознавание, обнаружение и автоматическое одновременное сопровождение при большой дальности нескольких воздушных целей. С БРЛС объединена оптико-локационная система, а также с современным нашлемным прицелом летчика. Всё это составляет единый комплекс. Установленная на самолете аппаратура для автоматической защищенности системы по обмену данными о целях, позволяет лучше координировать полёты нескольких истребителей, которые ведут групповой бой. Оборонный комплекс имеет оптические датчики по предупреждению об атакующих ракетах ПВО противника, станцию по радиотехнической разведке, активные системы по подавлению, которые работают в радиолокационных и оптическом диапазонах, а также средства имеющих возможность для  ИК и радиолокационных помех.

Кроме этого самолет Су-37 оснащён новым информационно-управляющим полем кабины летчика, где имеются четыре крупноформатные жидкокристаллические цветные (что отличало их от Су-35, где индикаторы стоят монохромные) многофункциональные индикаторы и широкоугольные индикаторы, расположенные на лобовом стекле. При производстве таких индикаторов были задействованы жидкокристаллические матрицы. Оборудование связи включает радиостанцию УКВ- и КВ-диапазона, а также устройства для телекодовой защищенной связи и, кроме всего прочего, спутниковую связь.

Теги:
Разместить комментарий 

Обсуждение закрыто.